Брусчатка и тротуарная плитка – материалы, используемые для создания покрытий площадок, садовых дорожек, тротуаров, автодорог. Служат для зонирования ландшафта, создания условий для удобного хождения, проезда транспорта, украшения территории. Основное отличие брусчатки от тротуарной плитки – геометрические параметры. Брусчаткой обычно называют изделия прямоугольной формы, толщина которых сопоставима с длиной и шириной. В общем случае, брусчатка отличается от тротуарной плитки большей прочностью. При производстве этих элементов мощения могут использоваться различные исходные материалы и технологии.
Особенности брусчатки и способы ее изготовления
Брусчатка – элемент мощения в форме прямоугольного параллелепипеда или куба. Его высота сравнима с шириной и длиной, а иногда может превышать их. Прочность материала обеспечивает возможность укладки в местах с высокой активностью: на территориях больших торговых центров, входах в метро, площадях. Эти строительно-дорожные изделия выпускают из натуральных материалов – гранита и песчаника – или искусственного бетонного камня. Наиболее популярна продукция, изготавливаемая из тяжелого бетона способом вибропрессования, благодаря сочетанию механической прочности, устойчивости к погодным условиям, доступной стоимости. Основным оборудованием в производстве этой продукции является вибропресс. Этапы процесса вибропрессования:
- Изготовление бетонной смеси;
- подача смеси в матрицы, расположенные на вибропрессе;
- формирование изделий пуансоном;
- передача готовой продукции специальным механизмом на конвейер или в поддоны.
Преимущества вибропрессованной брусчатки:
- хорошие эксплуатационные характеристики – прочность, влагостойкость, морозостойкость, износостойкая поверхность;
- стоимость, вибропрессованные изделия стоят примерно на 25-30% дешевле вибролитой продукции и, конечно, гораздо дешевле гранитных аналогов;
- антискользящая поверхность;
- большая толщина, позволяющая сэкономить на устройстве жесткого основания.
Вибролитые изделия изготавливают путем заливки бетонной смеси в формы (опалубки). Формы устанавливают на вибростол, на котором происходит уплотнение бетона с удалением лишнего воздуха. Для этого процесса характерна высокая доля ручного труда. Продукция имеет гладкую поверхность, представляющую опасность в дождь и гололед. По прочности и другим техническим параметрам вибролитая брусчатка существенно уступает вибропрессованной продукции. Используется только для устройства садовых и пешеходных дорожек с небольшой нагрузкой.
Размеры брусчатки регламентирует ГОСТ 32018-2012, они находятся в диапазонах:
- высота – 50-150 мм;
- ширина – 50-300 мм;
- длина – 50-300 мм.
Наиболее популярны вибропрессованные изделия толщиной:
- 60 мм – используется для мощения пешеходных дорожек и проезда легковых автомобилей;
- 80 мм – подходит для покрытия дорожек, дорог и площадок с интенсивным пешеходным и автомобильным движением, выдерживает нагрузки тяжелого автотранспорта;
- 100 мм – востребованы для укладки покрытий с высокой нагрузкой – в портах, на грузовых терминалах.
Способы укладки брусчатки – параллельными рядами, «шахматка» (для изделий двух-трех цветов), «хаос» – из элементов разного размера, формы, цвета.
Тротуарная плитка
Исходным сырьем при производстве тротуарной плитки являются тяжелые мелкозернистые бетоны. Продукция толщиной 60 мм применяется для покрытия тротуаров, дорожек в садах, скверах и парках, мест проезда легкового автотранспорта. Изделия толщиной 80 мм используется для устройства дорожного покрытия в местах с интенсивным пешеходным движением, на дорогах для легкового и грузового автомобильного транспорта. Согласно ГОСТу 17608, плитка по форме разделяется на несколько типов:
- К – квадратная;
- П – прямоугольная;
- Ш – шестиугольная;
- Ф – фигурная;
- ЭДД – элементы декоративные дорожные.
Технологии производства – вибролитье и вибропрессование. Вибропрессованная тротуарная плитка по устойчивости к механическим нагрузкам, погодным воздействиям, влагостойкости и морозостойкости существенно превосходит вибролитую продукцию. Плитка после вибропрессования имеет шершавую поверхность, безопасную для передвижения пешеходов в непогоду.